Он оставил след на нашей земле… (1 часть) | Сельская новь

11 ноября 2021, 15:28

Он оставил след на нашей земле… (1 часть)

Он оставил след на нашей земле… (1 часть)

На кладбище в селе Микулино есть могила, на которой установлен памятник со словами: «Неизвестному летчику, погибшему за Родину в декабре 1941 года. От благодарных потомков».

Известны две версии появления этой могилы. Одна из них, размещенная на сайте еще Лотошинского района, выглядит так:

« … В конце ноября 1941 года, по словам жителей, летчик производил разведку над нашей территорией, но в районе деревни Немки самолет был сбит немецкой зениткой, а летчика взяли в плен. Фашисты для устрашения жителей водили его по деревне Хранево, затем по селу Микулино и расстреляли в начале декабря 1941 года. Женщины на саночках в следующую ночь тайком отвезли его тело на кладбище и предали земле … ».

-

Другая версия, в общих чертах повторяющая первую, утверждает, что тело пролежало в сарае до прихода Красной армии и было предано земле только после освобождения.

Так или иначе, обе версии прочно связывали могилу с остатками самолета в лесу недалеко от деревни Немки.

Установить имя защитника Родины попытались участники организации «Боевое братство» городского округа Лотошино.

Летом и осенью 2020 года на месте, где когда-то находился разбитый самолет, велись поисковые работы. Была надежда найти фрагмент с номерами самолета или двигателя, которые помогли бы определить принадлежность самолета и затем установить личность пилота.

Работа поисковой группы, которую составили Владимир Куликов и Михаил Козлов, сразу дала результаты. Было установлено, что обломки принадлежат одноместному варианту штурмовика Ил-2 ранних выпусков. Исследовались не только найденные фрагменты, но и местность вокруг. Номер самолета найти так и не удалось, но было установлено, что самолет совершил вынужденную посадку, а не упал неуправляемым. То есть пилот не покидал самолет с парашютом. Следовательно, самолет и похороненный на кладбище в селе Микулино человек – это две разные истории.

Также помощь оказывали более опытные поисковики. По их совету были разысканы и изучены документы нескольких авиационных дивизий, которые осенью 1941 года могли действовать в районе Лотошина, Волоколамска, Микулина, Старицы.

Кропотливая работа увенчалась успехом. В документах 31-й смешанной авиадивизии и входившего в ее состав 198-го штурмового авиаполка были найдены сведения, которые позволили точно установить, каким образом оказался в лесу возле Немок штурмовик Ил-2, а также установить судьбу его пилота…

30 сентября 1941 года немецкая армия «Центр» начала военную операцию под названием «Тайфун». В центре событий, а именно Московской оборонительной операции 1941 года, оказался 198-й штурмовой авиационный полк (ШАП) 31-й смешанной авиационной дивизии Западного фронта Красной армии, действовавший на Волоколамском направлении.

С 1 сентября 1941 года полк находился в составе действующей армии и вел боевую работу, базируясь последовательно на аэродромах Ржев, Луковниково (Старицкий район), Клин, Дядьково (севернее Дмитрова).

23 октября в 6:50 четыре Ил-2 198-го ШАП вылетели на штурмовку аэродрома Мичково, что в 20 км западнее села Микулино, но вернулись из-за плохой видимости и неисправности одного из самолетов. В 12:25 другая группа из трех Ил-2 повторила попытку, добралась до Мичково, но самолетов противника там не обнаружила. Тогда летчики атаковали запасную цель – колонну на дороге Микулино–Ефремово (эта деревня находилась рядом с деревней Прокофьево). Над деревней Панигино наши самолеты сами подверглись атаке со стороны пары немецких истребителей. Один из штурмовиков был подбит. Как протекал бой, неизвестно, но нашему пилоту удалось все же оторваться от «мессершмиттов» и посадить избитый штурмовик, как записано в оперативной сводке, «в полутора километрах юго-восточнее села Микулино-Городище».

Несмотря на ранение лица, на то, что враги были близко, отважный летчик сумел снять радиостанцию, забрать парашют, поджечь свой самолет и уйти в сторону деревни Акифьино. После нескольких дней скитаний по немецким тылам он, сумев избежать плена, перешел линию фронта и вернулся в родной полк.

Этим летчиком был совсем молодой человек – Алексей Хрисанфович Струпков, младший лейтенант, которому на тот момент был всего 21 год.


По материалам Владимира Куликова

Продолжение следует. Следите за публикациями