Бизиборд, как метод сенсорной интеграции

07 декабря 2021, 14:13

Бизиборд, как метод сенсорной интеграции

Дети c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это категория детей, требующая особого внимания и подхода. Сенсорная интеграция для детей с сочетанными нарушениями – взаимодействие пяти органов чувств – необходима для движения, игры и говорения, а также это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как- либо использованы. Это способность свести воедино информацию, поступающую по разным каналам. Абсолютно все дети рождаются со способностью к интеграции, но каждому все равно придется развивать ее, по-разному взаимодействуя с окружающим миром и приспосабливая свое тело и мозг к выполнению физических задач.
Использование материалов Марии Монтессори является одним из эффективных и результативных методов сенсорной интеграции, который позволяет учесть, как общие, так и специфические закономерности развития ребёнка c OBЗ. Одной из ee разработок является звучащий бизиборд (развивающая доска для ребёнка). Звуковая вибрация, прикосновение к коже, напряжение мышц и сила тяжести – вот только несколько примеров раздражителей, вызывающих ощущения.
В работе над слуховым восприятием важно научиться определять, откуда же исходит привлекший ребенка звук. Чтобы научить его этому, специалисты Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Лотошинский центр социальной помощи семье и детям», используют различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, маракасы и так далее.
Привлекает внимание ребёнка бизиборд с набором различных по силе и высоте звуковых источников. Сначала ребёнок знакомится со звуками, потом отворачивается и угадывает источник звука по памяти. Игра с колокольчиками, перемещаемыми вправо-влево, ближе-дальше, выше-ниже, впереди-сзади от ребёнка позволяют ему также научить ориентированию в пространстве, обогащает словарный запас, понимание речи. Если он не обращает внимания, можно сказать ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Ребёнок следит взглядом, а затем и поворачивается к источнику звука. Обязательно поощрение улыбкой и объятием за то, что он повернулся.
Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если ребёнок не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.