Лотошино. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 18 августа

ясно+24 °C

Онлайн трансляция

Русские национальные костюмы можно увидеть в Микулинском краеведческом музее

05 авг. 2016 г., 11:02

Просмотры: 1248


Элла Амировна Григорович изготовила на собственные средства восемь замечательных русских национальных женских костюмов, сделав их экспонатами Микулинской картинной галереи.

Считается, что русская песня – душа народа. То же самое можно смело сказать о русском национальном костюме. Он веками оставался вне моды. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

– По национальной одежде, – рассказывает директор Микулинского краеведческого музея Элла Амировна Григорович (на фото сверху), – можно было понять, с какой человек местности, к какому сословию принадлежит. То ли это дворянин, то ли крестьянин, то ли житель Смоленской губернии, то ли Курской. Костюм являлся своего рода визитной карточкой жителя России.

XX век стер эти границы. В современном перечне одежды сейчас не встретишь паневу или шушпан, душегрею или шугай, а на голове замужней женщины не красуется кичка. Чудом уцелевшие образцы национального костюма хранятся в музеях, приковывая к себе пристальное внимание посетителей.

Так, в Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова готовится к открытию экспозиция Музея сословий России, где одно из главных мест отведено национальному костюму. А не так давно в его галерее прошла выставка народного костюма «Из века минувшего в век настоящий». В течение нескольких дней ученые и мастера декоративно-прикладного искусства делились опытом – как сохранить и возродить традиции, связанные с народным костюмом.

Этой идеей вдохновилась Элла Амировна Григорович, изготовив на собственные средства восемь замечательных русских национальных женских костюмов и сделав их экспонатами Микулинской картинной галереи.

– Я не ставила себе целью получить дешевую стилизацию русского костюма. Мне захотелось применить все те технологии, которыми пользовались древние мастерицы. Для этого пришлось изучить сначала историю национальной одежды, старинные методы вышивок и плетения кружев. Особое внимание было уделено ткани и фурнитуре, чтобы сходство с историческими образцами было максимальным. Из тканей применялись в основном лен, ситец, парча, атлас, бархат и ткань, имитирующая золотое шитье. Все работы выполнены по этнографическим образцам и источникам. Сшить их мне помогала моя коллега Наталья Васильевна Волкова. Другой сотрудник музея – Юрий Ильич Смирнов укрепил манекены для демонстрации на специальные подставки.

Разновидностей русского костюма очень много. Вот, к примеру, курский красный свадебный наряд, особенностью которого является рогатая кичка на голове невесты и пояс с бубенцами, опоясывающий паневу (юбку). (Вообще свадебный костюм из-за многочисленности отделки деталей шился долго и передавался по наследству.) Крестьянки Воронежской губернии в праздник надевали на голову кичку-жар-птицу, а сарафан повязывали вышитым передником с кружевом.

В отличие от крестьянской одежда купеческая была более добротной. Поверх сарафанов часто надевались душегреи и шали. Индивидуальность костюма подчеркивали ленты, оборки, кружева.

Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Примером служат два экспоната – зимний и летний боярский костюмы.

В планах Эллы Амировны – пошив княжеского женского наряда.

– Данные костюмы, – говорит автор, – используются нами при проведении мероприятий для детей: «Бабушкин сундук», «Старинная русская свадьба», «Старинные игры и забавы». Дети с удовольствием примеряют наряды своих бабушек. Так посредством русского национального костюма у них развивается самосознание принадлежности к русскому народу, они могут глубже окунуться в историю родной страны. Помимо этого мы устраиваем выставки в рамках праздничных районных мероприятий. Костюмы позволяем мерить всем посетительницам музея и галереи. Не упустила эту возможность и женская половина делегаций из Сербии и Германии, побывавших этим летом в Микулине. Они были в полном восторге от нашего исторического наряда, фотографировались в нем на память, очень благодарили за экскурсию, оставив записи в книге отзывов.

По словам Эллы Амировны, она согласна с мнением художника Ильи Глазунова, что русский народ должен носить свою национальную одежду, чтобы идентифицировать себя с русской культурой. Уже сейчас можно встретить модниц-москвичек в настоящих русских костюмах, не стилизованных, а воссозданных по старинным эскизам.

Р.S. Корреспондентам «Сельской нови» при подготовке этого материала удалось примерить на себя каждый из этих нарядов. Ощущение, надо признать, было непередаваемое, как будто древняя эпоха оказывается рядом с тобой, а ты лишь малая песчинка исторического прошлого нашей России.

Елена Рудзенько
Фото автора и Светланы Матросовой